СТАТЬИ

История одного коллекционера

— Пойдемте сюда! Пойдемте! — воскликнул Щукин и побежал куда-то через комнаты… Он распахнул дверь на внутреннюю лестницу и отступил в глубину полутемной комнаты…

 — Смотрите! Отсюда, из темноты смотрите!

Мы глядели на панно Матисса над лестницей. На ярко-зеленой земле, под ярко-синим небом кружились, сцепившись, обнаженные ярко-красные человеческие фигуры.

 — Ну, смотрите! — вдохновенно говорил хозяин. — Какие краски! Лестница освещена этим панно. Правда ведь?"

Зрелище матиссовских «Танца» и «Музыки» потрясало. Однажды увидев, забыть их было уже невозможно.

На фоне синего неба пять женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение… Смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть. Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зеленым художник объединил человека, небо и землю — «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец… жизнь и ритм.»
Сергей Иванович Щукин
В Москве, за тысячу километров от Парижа, в начале ХХ века гений, как думали немногие, безумец, как считали все остальные, терпеливо собирал, картину за картиной, произведения французских художников-модернистов.

Сергей Щукин коллекционировал полотна с огромным увлечением, часто вопреки традициям своего круга, и даже своей страны, а иногда и вопреки эпохе. (Львиное солнце 90 плутон)
Причастность к масштабным, грандиозным, рожденным через сверхусилия проектам, жажда признания. Сергей Иванович — один из четверых сыновей купца Ивана Щукина, старообрядца и коллекционера — оказался талантливее братьев. Сначала — как бизнесмен, потом — как коллекционер. Здорово его описал Андрей Белый, особенно про выпученные губы и про девиз: «Давить конкурентов!», в переносном смысле, конечно. Сергей Щукин управлял самой крупной, монополистской текстильной империей: оборот торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями» был огромным.

«Щукин не знает меры, он весь порыв и огонь» −
князь С. А. Щербатов
Сильные эмоции были необходимы ему как воздух почти всю жизнь (Львиная луна в трине к плутону и квадрат с ураном). По собственной воле он воздвигал перед собой препятствие, чтобы с блеском его преодолеть: мог провернуть рискованную сделку, пройти с караваном по пустыне, купить Пикассо или Дерена, приведя в шоковое состояние окружающих. Другого способа избавиться от комплексов и доказать свою исключительность он не видел.

Каждую неделю в своем доме он устраивал роскошные приемы.
Громадные столы все в цветах. За ужином тонкие блюда и ничего, кроме шампанского. Луна, пораженная ураном, любит нестандартную еду, необычную, странную. Сергей Иванович был вегетарианцем и отличие от других богачей ведет спартанский образ жизни (марс в трине с сатурном и секстиле с солнцем) — с хитрыми, умными глазками, необыкновенно живой и несмотря на то, что был заикой (ретро-меркурий 90 уран во льве) — чрезвычайно говорливый. Сергей Иванович привлекал и завораживал всех своим горячим темпераментом который он изливал в своей страсти коллекционера.

Львиному солнцу в соединении с меркурием требовалась аудитория: как актеры, он «подпитывался» от публики. Сергей Иванович любил эпатировать буржуа (уран делает эмоции бурными, а внутренняя искра не дает расслабиться). На пятничных его обедах помимо людей искусства были и люди от коммерции. Люди эти возмущались действиями Щукина, покупавшего «такие ужасы». Они запальчиво это высказывали, и видно было, как Сергей Иванович наслаждался этим.

Точнее других о Щукине выразился князь С. А. Щербатов: «Щукин не знает меры, он весь порыв и огонь».
Впервые видя картину, он испытывал необъяснимое возбуждение: появление знакомого чувства нервной дрожи заставляло брать вещь не раздумывая. Щукин обладал уникальным даром предвидения, коллекционерским «нюхом», позволившем ему обогнать время. (Луна, управляющая северным узлом в тельце, в трине с Плутоном).

«Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс. Анре Матисс жил тогда с семьей в двух шагах от бульвара Сен-Мишель в небольшой трехкомнатной квартире на самом верхнем этаже с видом на Нотр-Дам и на Сену. Посетитель обратил внимание на висевший на стене натюрморт и сказал, что покупает его: «Но мне придется на какое-то время забрать картину и подержать у себя. Если она все еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой».

Матисс ничего не перепутал. Именно так Щукин проверял себя: «забирает» или нет — настоящее искусство должно заставлять внутренне трепетать.

Щукину было 44 года, когда он начал целенаправленно собирать живопись.

Если мы соотнесем это с периодичностью — когда Сатурн заведует всей временной осью, но больше всего любит укорениться и копаться в прошлом, а уран ставит акцент на будущем и отвечает за непрерывность циклов — то 42−49 лет — это «возраст весов» (П.Андреев). Кризис среднего возраста, когда всё старое теряет актуальность и возникает потребность выйти на новый уровень, в символическую верхнюю полусферу зодиака (дирекционный полуквадрат натальных точек к себе); уран встал на ось узлов — меняйся или умри; и человек переосмысливает ценности и цели и жизнь его уже никогда не будет прежней.

И искусство стало для него способом побеждать себя и совершенствоваться. «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

Благодаря тонкому вкусу и смелости Сергея Щукина, Россия стала обладательницей коллекции шедевров французского импрессионизма и постимпрессионизма.